Ваша корзина пуста
Чайные дегустации
Еще совсем недавно. несколько лет назад, в чайной интернет-среде считались моветоном описания и отзывы о чае в стиле: "Яркий медовый аромат с оттенками дымка и грибов, насыщенный вкус с тонами сухофруктов, ванильных сухарей и горького шоколада с изюмом". Всё это презрительно называли вкусовщиной, говорили, что подобные описания в первую очередь про человека, а не про чай. И кому интересно читать не о чае, а о людях?
В каком-то смысле это правда. На то, как мы интерпретируем одни и те же сигналы в носу и рту, влияют множество вещей. Память, опыт, настроение, характер, склонность к поэзии, чувствительность, погода, влажность, температура воздуха, температура самого чая, температура и тип аромата, который мы оцениваем, и многое, многое другое. Поэтому разговор о впечатлениях от чая, это всегда разговор не только о чае, но и о друг друге.
Последнее время, мне кажется, наметился обратный вектор. Проводятся чайные каппинги (по типу кофейных), любители чая стараются максимально детализировать и формализовать восприятие, используют для этого круги ароматов-дескрипторов, дневники дегустатора, записывают свои впечатления. Возможно, так зарождается какой-то общий язык оценки, которого так не хватает в чайном мире. Но как бы в погоне за максимальным описанием чая, структуризацией впечатлений, не потерять основное и главное - общее ощущение от чая, комплексное восприятие, то, что китайцы называют Юнь - Мелодия. Гуаньинь Юнь - мелодия Те Гуаньинь, Янь Юнь - утесная мелодия, Чэнь Юнь - мелодия старости и так далее.
Значительная часть сортов имеет совершенно уникальные характеристики и черты, которые невозможно передать через перечисление дескрипторов. Любой список ароматических маркеров будет только отвлекать от главного, уводить внимание в сторону и овершенно ничего не скажет нам о самом чае. Хороший он или плохой. Качественный или нет. Интересный или посредственный. Я думаю, что хорошо описать чай можно только пользуясь комплексными характеристиками, синтетическим восприятием, опирающимся на личный опыт.
Естественным образом чтобы перейти от аналитических, раздробленных характеристик и ассоциаций к синтетическим, чтобы начать воспринимать картину целиком, а не перечисляя краски и цвета, требуется более комплексная, долгая и сложная работа. Несколькими мыслями о такой работе я и хочу поделиться с вами.
В каком-то смысле это правда. На то, как мы интерпретируем одни и те же сигналы в носу и рту, влияют множество вещей. Память, опыт, настроение, характер, склонность к поэзии, чувствительность, погода, влажность, температура воздуха, температура самого чая, температура и тип аромата, который мы оцениваем, и многое, многое другое. Поэтому разговор о впечатлениях от чая, это всегда разговор не только о чае, но и о друг друге.
Последнее время, мне кажется, наметился обратный вектор. Проводятся чайные каппинги (по типу кофейных), любители чая стараются максимально детализировать и формализовать восприятие, используют для этого круги ароматов-дескрипторов, дневники дегустатора, записывают свои впечатления. Возможно, так зарождается какой-то общий язык оценки, которого так не хватает в чайном мире. Но как бы в погоне за максимальным описанием чая, структуризацией впечатлений, не потерять основное и главное - общее ощущение от чая, комплексное восприятие, то, что китайцы называют Юнь - Мелодия. Гуаньинь Юнь - мелодия Те Гуаньинь, Янь Юнь - утесная мелодия, Чэнь Юнь - мелодия старости и так далее.
Значительная часть сортов имеет совершенно уникальные характеристики и черты, которые невозможно передать через перечисление дескрипторов. Любой список ароматических маркеров будет только отвлекать от главного, уводить внимание в сторону и овершенно ничего не скажет нам о самом чае. Хороший он или плохой. Качественный или нет. Интересный или посредственный. Я думаю, что хорошо описать чай можно только пользуясь комплексными характеристиками, синтетическим восприятием, опирающимся на личный опыт.
Естественным образом чтобы перейти от аналитических, раздробленных характеристик и ассоциаций к синтетическим, чтобы начать воспринимать картину целиком, а не перечисляя краски и цвета, требуется более комплексная, долгая и сложная работа. Несколькими мыслями о такой работе я и хочу поделиться с вами.
- Чтобы понять чай за 100 000р/100гр, нужно пить за 500р/100гр, за 700р/100гр, за 1000, и за 5000, и за 10 000. Не получится просто так взять, всю жизнь пить Да Хун Пао из чайной лавки в супермаркете, а потом выпить Сань Ян Фэн Лао Цун Шуйсянь от Ту Шуня, и увидеть насколько он прекрасен. Вкус воспитывается постепенно, через множество чаев разного уровня. Нужно пить, чувствовать, запоминать, соотносить теоретическую информацию о чае с тем, что в чашке и во рту.
- По множеству причин мне не нравятся попытки натянуть сову на глобус, а подход к чаю скопировать с кофейной или винной индустрии. Не смотря на кажущуюся схожесть, чай - отдельный продукт, требующий своего подхода. В чём-то может быть и схожего с кофе и вином, но всё же свой. В первую очередь разница проявлется в ключевых моментах - в питье, приготовлении, восприятии и оценке. Это тема отдельного большого текста.
- Дегустационный опыт не заменит ни что. Нужно больше пить, больше думать, больше говорить и формализовать свои ощущения. Пятьдесят видеороликов о чае или двести прочитанных статей без подкрепления опытом внимательных чаепитий - время, потраченное впустую.
- Но и чаепития без теоретических знаний пройдут впустую и ничему не научат. Понимание технологических нюансов, географии, ботаники, сырьевых особенностей помогают не только лучше видеть вкус и аромат в чае, видеть причинно-следственные связи между сырьем и вкусом, технологией и ароматом, но и банально - получать больше удовольствия. Знания о чае - это способ упорядочить, привести в ясную систему свои впечатления и ощущения. Это то, что помогает формализовать и запомнить свои впечатления и ощущения. Теоретические знания - необходимое условие развития себя в чае.
- Как не крути, дегустации - это в первую очередь интеллектуальная работа. В подобных чаепитиях гораздо больше осмысления, слов и дум, чем чистого восприятия или непринужденной беседы. Требуется волевое усилие, которое отправит внимание в необходимую точку - на чай, его вкус и аромат, послевкусие.
- Необходимо регулярно пробовать что-то новое. Конечно, классно найти чай который нравится и пить его всегда. Но это все равно что постоянно перечитывать только любимые книги и пересматривать только любимые фильмы. Ваш глаз замыливается, внимание ослабевает, нарабатывание опыта и вкусовой библиотеки останавливается. Да не всегда новое принесет вам удовольствие. Иногда это будет отвратительно, иногда просто невкусно, иногда непонятно, но не стоит бояться этого. Ничего страшного, если вдруг вы выпьете новый чай, и он вам не понравится, или вы его не поймете - это прекрасный опыт, который нужно пережить и осмыслить. На этом пути у вас всегда будут открытия, удивления, разочарования и ошибки.
- Дегустационная работа это долго. Только множество чаепитий и сотни образцов дадут результат. Поэтому важны помощники на этом пути, которые смогут показать лучшие образцы, объяснить почему, подсказать куда смотреть и как пить. Но основная работа - все равно на вашей совести.
- На дегустационную работу влияет и сторонняя жизнь, вне чая и чаепитий. Вкусовая библиотека нарабатывается большим количеством вкусов. Нужно банально есть больше разной еды. Лучше сложной, авторской, требующей внимания. Вино, сыр, кофе и даже хороший табак - прекрасно расширяют палитру восприятия чая. Лучше говорить о чае, легче формализовать, вербализировать впечатления помогает банальное чтение художественной литературы, просмотр хороших качественных фильмов, спектаклей. Лучше чувствовать себя, понимать свое состояние и воздействие чая на состояние помогают музыка, живопись, пешие прогулки по красивым местам.
- И самое главное. Не нужно ничего ждать. Получать удовольствие от дегустаций и чаепитий можно прямо сейчас. Лучший момент для того, чтобы внимательно попить чаю, попытаться осмыслить свои впечатления, увидеть что во вкусе, аромате, послевкусии и внимании к ним лежит огромное богатство, большущее удовольствие, настоящее качество жизни, настал прямо сейчас.