Ваша корзина пуста
Чайные клипера
Пожалуй, одна из самых красивых тем в чайном мире и в чайной истории - это чайные клипера. "Гончие псы океана."
Когда чай стал популярен в Европе и США, сейчас бы сказали: "Открылся новый большой рынок. Рынок чая", - возникла необходимость его доставки из Китая. Сушей, конечно, очень долго, невообразимо долго - годы. Морем вроде бы быстрее, но все же недостаточно. Путь из Китая в США на обычном торговом судне занимал больше полугода, за это время чай в трюме корабля пропитывался солью и отсыревал.
Что же делать? Верфи Балтимора (США) первыми, а чуть позже и Британские верфи нашли ответ. Нужно разработать и сделать в разы более быстрые суда. Легкие, прочные, красивые. Так появились клипера. Судна с большим количеством парусов и острыми ("режущими" - clip) обводами корпуса.
Водоизмещение их было относительно небольшим от 1 000 до 4 000 т. Корпус обтекаемой формы и длина в среднем в шесть раз больше ширины. Сам корпус обшивали деревом, защищая подводную часть от повреждений и наростов медью, а киль и шпангоуты оббивали железными пластинами.
Для уменьшения общего веса судна, и как следствие увеличения скорости, стандартная команда также была сокращена. Но ведь количество парусов выросло настолько, что клипер был похож на большое белое облако, разрезающее океан.Пришлось внедрять самые передовые технические разработки в оснащение судна. Их оснастили лебедками, механическими помпами и рулевыми приводами. Клипера - пик инженерной мысли в судостроении двадцатого века.
Справедливости ради стоит заметить, что первые клипера Балтиморских верфей, вышедшие в 10-х годах девятнадцатого века были маленькими, двухмачтовыми, и использовались в первую очередь контрабандистами, пиратами и работорговцами всех мастей. Еще бы, ведь для "работников большого океана" не было ничего важнее скорости.
Однако в 1833 году с балтиморской верфи вышел более крупный клипер «Энн Мак-Ким» — трёхмачтовое судно с прямыми парусами. Он-то и стал главным предшественником классических трехмачтовых клиперов. А в 1845 году выходит и первый настоящий клипер "Rainbow" - "Радуга", он отличался новой формой форштевня и еще более острыми обводами носа. И он развивал сумасшедшую по тем временам скорость - до 18 узлов!
Начало "золотой лихорадки" подстегнуло отрасль и в середине девятнадцатого века начинает выпускаться огромное количество клиперов, и все они красивы, быстры, прочны и очень дороги. Но даже не смотря на огромную стоимость постройки судна, окупиться оно могло за один рейс. Еще бы - время в пути сокращалось почти вдвое, относительно старых торговых и пассажирских судов.
В середине девятнадцатого века англичане в живую встречают американские клипера и поражаются их техничности, скорости и красоте. Ну как поражаются - начинают быстренько-быстренько разрабатывать свои клипера. И за несколько лет достигают высшего мастерства в строительстве этих "гончих псов океана". И полностью вытесняют американские суда с чайных поставок - самой прибыльной части тогдашнего логистического рынка.
И шестидесятые годы ознаменуются началом "чайных гонок".
В 1866 году состоялась "Великая Гонка" чайных клиперов. Умелая подача прессы превратила это событие в своего рода тотализатор, на парусники ставили ставки, за их скоростью и передвижением, насколько это возможно, следили все жители Англии. 28 мая, закончив погрузку на реке Мин 16 чайных клиперов отправились в Англию. Первым через 99 дней достиг дока «Ариэль», но из-за низкого уровня воды не мог причалить. Ошвартовался же первым отставший на двадцать минут «Тайпин», имевший более низкую осадку. Но капитан и команда «Тайпина» посчитали несправедливым принять приз и разделили его с «Ариэлем».
Подобные "Чайные регаты" англичане устраивали почти ежегодно с 1859 по 1872 год. Многие клипера участвовали в каждой из регат, становясь фаворитами, победителями, аутсайдерами и проигравшими. Знаменитый «Ариэль», дважды становившийся абсолютным победителем гонок, в 1872 году бесследно исчез в океане, не дойдя до конца гонки.
Единственный клипер, доживший до наших дней, - "Катти Сарк" (с шотландского - "Короткая Рубашка" - прозвище юной ведьмы Нэнни из стихотворения Роберта Бернса). Она была построена по образцу клипера «Фермопилы», тогдашнего фаворита, победителя нескольких чайных гонок и автора нескольких скоростных рекордов.
Но, к сожалению, в гонках "Катти Сарк" не везло, дважды она занимала третье место, а в последней своей гонке в 1872 году шторм выломал ей деревянный руль из железных крючьев-держателей. И только благодаря мастерству команды и капитана корабль прибыл в порт назначения. Вы не поверите, капитан удерживал корабль на курсе при помощи плавучего якоря, а в это время на борту была разбита кузница и команда выковала новые крючья прямо на ходу и собрала новый руль, не испугавшись волн, штормов и даже опрокинувшегося горна. И всего на неделю отстав от "Фермопил", "Катти Сарк" прибыла к берегам Англии.
Все же прогресс неутомим. Открытие Суэцкого канала, развитие пароходов и упрощение чайного производства и купажирования, распространение чайных плантаций в Индии - все это привело к вытеснению клиперов с чайного рынка, какое-то время они еще доставляли другие товары между континентами, но и этому пришел конец.
К счастью в 1922 году "Катти Сарк" попала к капитану Уилфреду Доумену, который сохранил ее, вернул ей изначальный дизайн и прежний вид, после многочисленных перестроек предыдущих лет. Какое-то время она еще послужила в качестве обучающего пособия для моряков, но в 1954 году встала в сухой док и превратилась в музей, который существует и по сей день.
К сожалению, в 2007 году на судне произошел пожар, уничтоживший 75% деревянной обшивки. Причиной пожара, как говорят был не выключенный пылесос, какая злая усмешка судьбы. К счастью, сложнейшая работа лучших мастеров-реставраторов и 50 млн фунтов в следующие пять лет дали результат. И с 2012 года "Катти Сарк" вновь открыта для всех желающих.
Когда чай стал популярен в Европе и США, сейчас бы сказали: "Открылся новый большой рынок. Рынок чая", - возникла необходимость его доставки из Китая. Сушей, конечно, очень долго, невообразимо долго - годы. Морем вроде бы быстрее, но все же недостаточно. Путь из Китая в США на обычном торговом судне занимал больше полугода, за это время чай в трюме корабля пропитывался солью и отсыревал.
Что же делать? Верфи Балтимора (США) первыми, а чуть позже и Британские верфи нашли ответ. Нужно разработать и сделать в разы более быстрые суда. Легкие, прочные, красивые. Так появились клипера. Судна с большим количеством парусов и острыми ("режущими" - clip) обводами корпуса.
Водоизмещение их было относительно небольшим от 1 000 до 4 000 т. Корпус обтекаемой формы и длина в среднем в шесть раз больше ширины. Сам корпус обшивали деревом, защищая подводную часть от повреждений и наростов медью, а киль и шпангоуты оббивали железными пластинами.
Для уменьшения общего веса судна, и как следствие увеличения скорости, стандартная команда также была сокращена. Но ведь количество парусов выросло настолько, что клипер был похож на большое белое облако, разрезающее океан.Пришлось внедрять самые передовые технические разработки в оснащение судна. Их оснастили лебедками, механическими помпами и рулевыми приводами. Клипера - пик инженерной мысли в судостроении двадцатого века.
Справедливости ради стоит заметить, что первые клипера Балтиморских верфей, вышедшие в 10-х годах девятнадцатого века были маленькими, двухмачтовыми, и использовались в первую очередь контрабандистами, пиратами и работорговцами всех мастей. Еще бы, ведь для "работников большого океана" не было ничего важнее скорости.
Однако в 1833 году с балтиморской верфи вышел более крупный клипер «Энн Мак-Ким» — трёхмачтовое судно с прямыми парусами. Он-то и стал главным предшественником классических трехмачтовых клиперов. А в 1845 году выходит и первый настоящий клипер "Rainbow" - "Радуга", он отличался новой формой форштевня и еще более острыми обводами носа. И он развивал сумасшедшую по тем временам скорость - до 18 узлов!
Начало "золотой лихорадки" подстегнуло отрасль и в середине девятнадцатого века начинает выпускаться огромное количество клиперов, и все они красивы, быстры, прочны и очень дороги. Но даже не смотря на огромную стоимость постройки судна, окупиться оно могло за один рейс. Еще бы - время в пути сокращалось почти вдвое, относительно старых торговых и пассажирских судов.
В середине девятнадцатого века англичане в живую встречают американские клипера и поражаются их техничности, скорости и красоте. Ну как поражаются - начинают быстренько-быстренько разрабатывать свои клипера. И за несколько лет достигают высшего мастерства в строительстве этих "гончих псов океана". И полностью вытесняют американские суда с чайных поставок - самой прибыльной части тогдашнего логистического рынка.
И шестидесятые годы ознаменуются началом "чайных гонок".
В 1866 году состоялась "Великая Гонка" чайных клиперов. Умелая подача прессы превратила это событие в своего рода тотализатор, на парусники ставили ставки, за их скоростью и передвижением, насколько это возможно, следили все жители Англии. 28 мая, закончив погрузку на реке Мин 16 чайных клиперов отправились в Англию. Первым через 99 дней достиг дока «Ариэль», но из-за низкого уровня воды не мог причалить. Ошвартовался же первым отставший на двадцать минут «Тайпин», имевший более низкую осадку. Но капитан и команда «Тайпина» посчитали несправедливым принять приз и разделили его с «Ариэлем».
Подобные "Чайные регаты" англичане устраивали почти ежегодно с 1859 по 1872 год. Многие клипера участвовали в каждой из регат, становясь фаворитами, победителями, аутсайдерами и проигравшими. Знаменитый «Ариэль», дважды становившийся абсолютным победителем гонок, в 1872 году бесследно исчез в океане, не дойдя до конца гонки.
Единственный клипер, доживший до наших дней, - "Катти Сарк" (с шотландского - "Короткая Рубашка" - прозвище юной ведьмы Нэнни из стихотворения Роберта Бернса). Она была построена по образцу клипера «Фермопилы», тогдашнего фаворита, победителя нескольких чайных гонок и автора нескольких скоростных рекордов.
Но, к сожалению, в гонках "Катти Сарк" не везло, дважды она занимала третье место, а в последней своей гонке в 1872 году шторм выломал ей деревянный руль из железных крючьев-держателей. И только благодаря мастерству команды и капитана корабль прибыл в порт назначения. Вы не поверите, капитан удерживал корабль на курсе при помощи плавучего якоря, а в это время на борту была разбита кузница и команда выковала новые крючья прямо на ходу и собрала новый руль, не испугавшись волн, штормов и даже опрокинувшегося горна. И всего на неделю отстав от "Фермопил", "Катти Сарк" прибыла к берегам Англии.
Все же прогресс неутомим. Открытие Суэцкого канала, развитие пароходов и упрощение чайного производства и купажирования, распространение чайных плантаций в Индии - все это привело к вытеснению клиперов с чайного рынка, какое-то время они еще доставляли другие товары между континентами, но и этому пришел конец.
К счастью в 1922 году "Катти Сарк" попала к капитану Уилфреду Доумену, который сохранил ее, вернул ей изначальный дизайн и прежний вид, после многочисленных перестроек предыдущих лет. Какое-то время она еще послужила в качестве обучающего пособия для моряков, но в 1954 году встала в сухой док и превратилась в музей, который существует и по сей день.
К сожалению, в 2007 году на судне произошел пожар, уничтоживший 75% деревянной обшивки. Причиной пожара, как говорят был не выключенный пылесос, какая злая усмешка судьбы. К счастью, сложнейшая работа лучших мастеров-реставраторов и 50 млн фунтов в следующие пять лет дали результат. И с 2012 года "Катти Сарк" вновь открыта для всех желающих.