Ваша корзина пуста
Краткая история чая
Тысячелетняя история чая наполнена легендами и сказками древности и более-менее четкими событиями недавних лет. Чай - это не древний закостеневший ритуал, а динамично развивающаяся традиция и культура. Сначала китайская, а теперь и общемировая:
1) Давным давно около 5000 лет назад жил в Китае монах по имени Шень Нун, что можно перевести как "пахарь духа". Занимался он тем, что изучал воздействие различных растений на организм человека. Каждый день он съедал 100 трав и 72 из них непременно оказывались ядовитыми. Благодаря прозрачному животу он с легкостью мог наблюдать, что происходит у него внутри, и как съеденные растения влияют на организм. Избежать смерти от отравления у него получалось только благодаря употреблению чайных листьев, которые нейтрализовали яды. Однажды зловредная многоножка прогрызла его живот и он умер. А вот традиция использовать чай в качестве лекарства осталась.
2) В конце второго тысячелетия до нашей эры чай становится продуктом дани императору. И впервые появляется упоминание о растении "Цзя" в китайской письменности. Иероглифом" Цзя" и по сей день обозначается чайное растение в китайской ботанике, в повседневной речи используется иероглиф "Ча"
3) В начали эпохи Хань (206 до н. э.—220 н. э.) возникает то, что можно называть "чайной культурой". Появляются письменные упоминания о чае, возникают рынки, специализирующиеся на торговле чаем, создается первый рукотворный чайный сад в провинции Сычуань на горе Мэндин.За Сычуанью закрепляется звание "родины чайной культуры". Здесь впервые начали его целенаправленно выращивать и проводить ритуалы, связанные с чаем. Каждую весну на горе Мендин первый собранный чай в году используется как подношение богам. Сад жив до сих пор, чайные деревья там, конечно, другие, но всё же.
4) В третьем веке нашей эры, Китай разделяется на три враждующие части, начинается затяжная война. Этот период называется Троецарствие или Саньго. Китай разделен на три части - Вэй, У, Шу.
В то же время в чайной истории возникает персонаж по имени Чжугэ Лян, полководец из царства Шу. Он очень часто бывал в Юньнани и часть его войска осела там, для того чтобы возделывать чай, положив начало народности Цзино, что и по сей день проживает в регионе Сишуанбаньна. Есть легенда о том, что Чжугэ Лян, путешествуя по Юньнани забывал свои вещи в разных местах, и названия шести великих чайных гор Юньнани произошли от названий предметов, которые разбрасывал забывчивый Чжугэ Лян.
5) Эпоха Тан. Седьмой - девятый век нашей эры. Чай распространяется повсеместно, он становится не только частью быта, но и элементом общей культуры. В это время чай воспевают в стихах и легендах, в одном из стихотворений восьмого века нашей эры впервые возникает понятие Ча Дао - чайный путь.
Чай впервые выходит за границы Китая. Сначала в Тибет, где быстро занимает господствующее положение среди напитков. А чуть позже дзенские монахи привозят чай в Японию.
В это время жил Лу Юй - значимая фигура в чайной истории. Он путешествовал по Китаю, изучал Чай, воду способы производства и заваривания. Но главное его достижение заключается в том, что Лу Юй написал "Ча Цзин" - "Чайный канон", литературный труд полностью посвященный чайному делу и рассматривающий все его аспекты - от выращивания до заваривания. Несмотря на то, что Ча Цзин сохранился и переведен на множество языков, вряд ли его можно использовать как достоверный источник информации о чае. Чай тогда был другой,производился он по-другому, его готовили по другому - перетирали, прожаривали и варили с солью. Это был достаточно грубый и крепкий напиток.
К концу эпохи Тан чай становится объектом внимания государства - он облагается данью, строятся государственные сады, возникает государственная монополия на чайное производство. Это воздействует на него благотворно - производство растет, чай становится тоньше и нежнее, развивается чайное искусство. Чай начинают не варить, а заваривать.
6) После династии Тан начинается время государственных переворотов, так называемая эпоха "5 династий и 10 царств". В это время всем было, естественно, не до чая. Зато климат меняется, в Китае становится значительно теплее, и в Фуцзяни разбивают первый чайный сад.
7)Следующая династия - Сун, ознаменовалась развитием всяческих ремесел и искусств, в тмо числе и чайных. Чай становится повсеместным напитком, В Чженцзяне открывается первая фарфоровая фабрика, существующая до сих пор. Трактаты и заметки о чае пишут многие и многие. Именно в это время возникает традиция делать порошкообразный чай, который заваривается горячей водой и взбивается в пену. Возникает явление чайных состязаний, когда собираются чайные мастера и выясняют кто из них лучше заваривает чай.
8) Времена династии Юань, которая фактически правила монгольским царством. Китай был только вассальной частью монгольского царства. Это было достаточно суровое время в истории Китая, что не способствовало развитию чая и чайного дела. В это время происходит отход от прессованного чая к рассыпному. Суверенность Китая была восстановлена во время так называемого "Восстания красных повязок", которое закончилось восстановлением независимости Китая и установлением китайской династии Мин.
9) Эпоха Мин - XIV - XVII века нашей э ры.
Именно в эпоху Мин появляются новые сорта чая - улунский и красный. В это же время появляются первые исинские чайники ча ху для заваривания чая. Связано это с тем, что заваривание чая настаиванием окончательно вытесняет варку и взбивание порошкового чая.
В конце эпохи Мин чай попадает в европейские страны - Португалию, Голландию, Англию, Россию.
10) Наибольшую популярность чай приобретает в России и в Британии. А в Китае тем временем вновь произошла смена династий. Следующая династия Цин, которая правила аж до середины XX века, оказалась наиболее чайной. Появляется множество сортов, которые знакомы нам и сейчас. Значительно расширяется список податных чаев, вообще императоры династии Цин очень любили чай, есть история в которой слуги говорят императору, что поднебесная не может ни дня прожить без него, а император им отвечает, что он не может прожить без чая и часа.
Популярность чая в это время во всем мире растет, экспорт чая увеличивается. Правда осознав свою фактическую монополию на чай, Китай выставляет свои правила торговли, которые, конечно, не выгодны закупщикам.
В XIX веке Ост-Индская компания увеличивает контрабанду опиума в Китай с целью развалить экономику Поднебесной. Наркомания расцветает в Поднебесной. В попытке исправить ситуацию китайское правительство закрывает весь рынок для британцев, что оборачивается войной. В результате Опиумных войн Китай подписывает ряд соглашений, которые лишают его многих политических и экономических преимуществ на международной арене.
В конце XIX века Британцы начинают выращивать чай в Индии, да и вообще чай начинают выращивать во многих странах. Чай победоносно шагает по планете.
В середине XX века во время "Культурной революции" в Китае чайная культура была фактически уничтожена. Но в последние десятилетия правительство из всех сил развивает старые традиции и сочиняет новые. Чайная культура растет, развивается и распространяется по миру.
1) Давным давно около 5000 лет назад жил в Китае монах по имени Шень Нун, что можно перевести как "пахарь духа". Занимался он тем, что изучал воздействие различных растений на организм человека. Каждый день он съедал 100 трав и 72 из них непременно оказывались ядовитыми. Благодаря прозрачному животу он с легкостью мог наблюдать, что происходит у него внутри, и как съеденные растения влияют на организм. Избежать смерти от отравления у него получалось только благодаря употреблению чайных листьев, которые нейтрализовали яды. Однажды зловредная многоножка прогрызла его живот и он умер. А вот традиция использовать чай в качестве лекарства осталась.
2) В конце второго тысячелетия до нашей эры чай становится продуктом дани императору. И впервые появляется упоминание о растении "Цзя" в китайской письменности. Иероглифом" Цзя" и по сей день обозначается чайное растение в китайской ботанике, в повседневной речи используется иероглиф "Ча"
3) В начали эпохи Хань (206 до н. э.—220 н. э.) возникает то, что можно называть "чайной культурой". Появляются письменные упоминания о чае, возникают рынки, специализирующиеся на торговле чаем, создается первый рукотворный чайный сад в провинции Сычуань на горе Мэндин.За Сычуанью закрепляется звание "родины чайной культуры". Здесь впервые начали его целенаправленно выращивать и проводить ритуалы, связанные с чаем. Каждую весну на горе Мендин первый собранный чай в году используется как подношение богам. Сад жив до сих пор, чайные деревья там, конечно, другие, но всё же.
4) В третьем веке нашей эры, Китай разделяется на три враждующие части, начинается затяжная война. Этот период называется Троецарствие или Саньго. Китай разделен на три части - Вэй, У, Шу.
В то же время в чайной истории возникает персонаж по имени Чжугэ Лян, полководец из царства Шу. Он очень часто бывал в Юньнани и часть его войска осела там, для того чтобы возделывать чай, положив начало народности Цзино, что и по сей день проживает в регионе Сишуанбаньна. Есть легенда о том, что Чжугэ Лян, путешествуя по Юньнани забывал свои вещи в разных местах, и названия шести великих чайных гор Юньнани произошли от названий предметов, которые разбрасывал забывчивый Чжугэ Лян.
5) Эпоха Тан. Седьмой - девятый век нашей эры. Чай распространяется повсеместно, он становится не только частью быта, но и элементом общей культуры. В это время чай воспевают в стихах и легендах, в одном из стихотворений восьмого века нашей эры впервые возникает понятие Ча Дао - чайный путь.
Чай впервые выходит за границы Китая. Сначала в Тибет, где быстро занимает господствующее положение среди напитков. А чуть позже дзенские монахи привозят чай в Японию.
В это время жил Лу Юй - значимая фигура в чайной истории. Он путешествовал по Китаю, изучал Чай, воду способы производства и заваривания. Но главное его достижение заключается в том, что Лу Юй написал "Ча Цзин" - "Чайный канон", литературный труд полностью посвященный чайному делу и рассматривающий все его аспекты - от выращивания до заваривания. Несмотря на то, что Ча Цзин сохранился и переведен на множество языков, вряд ли его можно использовать как достоверный источник информации о чае. Чай тогда был другой,производился он по-другому, его готовили по другому - перетирали, прожаривали и варили с солью. Это был достаточно грубый и крепкий напиток.
К концу эпохи Тан чай становится объектом внимания государства - он облагается данью, строятся государственные сады, возникает государственная монополия на чайное производство. Это воздействует на него благотворно - производство растет, чай становится тоньше и нежнее, развивается чайное искусство. Чай начинают не варить, а заваривать.
6) После династии Тан начинается время государственных переворотов, так называемая эпоха "5 династий и 10 царств". В это время всем было, естественно, не до чая. Зато климат меняется, в Китае становится значительно теплее, и в Фуцзяни разбивают первый чайный сад.
7)Следующая династия - Сун, ознаменовалась развитием всяческих ремесел и искусств, в тмо числе и чайных. Чай становится повсеместным напитком, В Чженцзяне открывается первая фарфоровая фабрика, существующая до сих пор. Трактаты и заметки о чае пишут многие и многие. Именно в это время возникает традиция делать порошкообразный чай, который заваривается горячей водой и взбивается в пену. Возникает явление чайных состязаний, когда собираются чайные мастера и выясняют кто из них лучше заваривает чай.
8) Времена династии Юань, которая фактически правила монгольским царством. Китай был только вассальной частью монгольского царства. Это было достаточно суровое время в истории Китая, что не способствовало развитию чая и чайного дела. В это время происходит отход от прессованного чая к рассыпному. Суверенность Китая была восстановлена во время так называемого "Восстания красных повязок", которое закончилось восстановлением независимости Китая и установлением китайской династии Мин.
9) Эпоха Мин - XIV - XVII века нашей э ры.
Именно в эпоху Мин появляются новые сорта чая - улунский и красный. В это же время появляются первые исинские чайники ча ху для заваривания чая. Связано это с тем, что заваривание чая настаиванием окончательно вытесняет варку и взбивание порошкового чая.
В конце эпохи Мин чай попадает в европейские страны - Португалию, Голландию, Англию, Россию.
10) Наибольшую популярность чай приобретает в России и в Британии. А в Китае тем временем вновь произошла смена династий. Следующая династия Цин, которая правила аж до середины XX века, оказалась наиболее чайной. Появляется множество сортов, которые знакомы нам и сейчас. Значительно расширяется список податных чаев, вообще императоры династии Цин очень любили чай, есть история в которой слуги говорят императору, что поднебесная не может ни дня прожить без него, а император им отвечает, что он не может прожить без чая и часа.
Популярность чая в это время во всем мире растет, экспорт чая увеличивается. Правда осознав свою фактическую монополию на чай, Китай выставляет свои правила торговли, которые, конечно, не выгодны закупщикам.
В XIX веке Ост-Индская компания увеличивает контрабанду опиума в Китай с целью развалить экономику Поднебесной. Наркомания расцветает в Поднебесной. В попытке исправить ситуацию китайское правительство закрывает весь рынок для британцев, что оборачивается войной. В результате Опиумных войн Китай подписывает ряд соглашений, которые лишают его многих политических и экономических преимуществ на международной арене.
В конце XIX века Британцы начинают выращивать чай в Индии, да и вообще чай начинают выращивать во многих странах. Чай победоносно шагает по планете.
В середине XX века во время "Культурной революции" в Китае чайная культура была фактически уничтожена. Но в последние десятилетия правительство из всех сил развивает старые традиции и сочиняет новые. Чайная культура растет, развивается и распространяется по миру.